Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
24.11.2015

Понятие античная философия

Основные понятия и проблемы античной философии Основные понятия и проблемы античной философии ВВЕДЕНИЕ Из дошедших до нас исстари способов организации духовной деятельности многие — лишь отжившее и архаическое предание; понятие античная философия тем несколько духовных дисциплин, обновляющихся и всегда понятие античная философия, являющихся теми основами, на которых зиждется европейское миросозерцание, — это христианство, право и философия. Философия начинается в античности. Вместе с тем философия — любовь к мудрости, не зависящей от времени исторического способа ее представления, т. В платоническом сочинении «Определения» понятие античная философия мудрости говорится, как о подлинном, первом и последнем, абсолютно истинном умозрительном беспредпосылочном знании вечно сущего. Поэтому всякие истинные философские размышления можно рассматривать как проявления единой непреходящей philosophia perennis: она дает познание не только и не столько случайного и мимолетного, но прежде всего непреходящего, его начал и причин, и есть систематическое исследование явлений и сведение их к немногим первым принципам, т. Того, кто уже знает истину, Европа начиная с античности называет мудрецом. В отличие от мудреца фигура философа определяется стремлением к подлинному знанию, любовью к тому, что действительно есть за видимыми символами мира. Философ уступает мудрецу в том, что еще только идет, еще только ищет, еще не достиг конечной цели; зато несомненно превосходит его, поскольку может и должен дать себе отчет в том, как совершается этот путь и как всякий раз находится ответ на самые главные вопросы. Иными словами, философ не только движется к знанию, понятие античная философия знает о самом этом движении и о своем знании и незнании. Таким образом, философ в своей любви к вечной мудрости и движении к ней — всегда по-разному, но неизбежно — связан с временем и с историей. Это движение во времени не бесконечно, не беспредельно, ибо иначе оно не имело бы смысла, конца. Его можно сравнить с движением не по бесконечной прямой, но внутри конечного совершенного круга во все более точной его аппроксимации конечными отрезками образ Николая Кузанского. И если мы что-то действительно поняли, значит мы уже внутри круга бытия и знания. Понятие античная философия иначе, мы уже внутри истории. Любовь, философский эрос, т. Эту любовь нельзя изъять и отмыслить из философии из всего мирового целого, потому что она — путь жизни, в самом себе представляющий свою цель. Цель же первой европейской философии, античной, как формулирует ее, следуя Платону, александрийский платоник Евдор, — уподобление богу, насколько это возможно для нас. В следующем ниже изложении поневоле приходится ограничиться главным, т. Конечно, это только один из многих возможных срезов многомерного и разноликого целого, называемого античной философией, притом видимой из современной культуры, понятие античная философия и с любовью к античной. Но для того чтобы стать философом, нужно жить в своем времени и нужно вместе с ним, т. Поэтому необходимо всякий раз самому заново понятие античная философия тексты древних философов, самому вживаться в их контексты и самому понятие античная философия не только к их современному истолкованию, но и к их подлинному пониманию. Подобное движение мысли уже само есть философствование. Поэтому если нам удалось понять Плотина или Прокла, значит, они — наши современники, и являвшийся и открывавшийся им умопостигаемый космос явлен и открыт нам хотя, может быть, и по-другому, поскольку способы явления истины зависят от эпохи и ее исторически определенной культуры. Мысля вместе с древними последние основания сущего, т. Абсолют же, по-видимому, является четверояким образом: в знании, точном умозрительном ведении истины, чему соответствует гносеологическое различение разума и рассудка, рассудка и воображения; в гармоническом уложении структуры идеального умопостигаемого космоса, понятие античная философия соответствует онтологическое различение бытия и становления; в моральном законе, чему соответствует нормативное различение норм и фактов; и наконец в любви-филии к истине, к себе и к другому как к существу, в котором истина отражается, чему соответствует энологическое единое различие единого и многого или тождественного иного. И все это собирается вместе в едином радостном деле — понятие античная философия философии. ЗНАНИЕ О БЫТИИ И ИСТИНЕ В понятие античная философия всякой самой изощренной теории и самой утонченной культуры лежит изначальное простое видение или понимание того, что есть нечто данное, самостоятельное, открытое нашему взору. Но и удивление: мы видим, что нечто есть, но как оно может быть — остается непонятным. С ним согласны и Аристотель «Метафизика» I 2, 982b11—983а14и Прокл, и Олимпиодор. Все усилия были сосредоточены на попытках выяснить, как это может быть и как это следует мыслить. То, что всегда изменчиво, именуется становлением, а то, что всегда неизменно, — бытием, сущим Платон, «Тимей» 28а слл. Установления этого различия — у истоков греческой, а значит, и европейской философской мысли. Становление — это движение к понятие античная философия «Определения» 411а. Значит, прежде всего становление определяется исходя из бытия, поэтому у него нет собственной сущности, оно пусто и ничтожно. Кроме того, оно понятие античная философия еще не есть, но только собирается быть, тянется к бытию. Само бытие трактуется трансцендентно, т. Становление, будучи ничем из действительного сущеговсегда возникает исчезает, — строго говоря, его даже невозможно и определить как изменчивое, ибо оно постоянно меняется и ускользает, как об этом говорит Платон устами Сократа и наоборот — сам Сократ говорит устами Платона, своего ученика, в его диалогах, в которых, быть может, и не дословно переданы высказывания Сократа, мудрейшего из эллинов, но, без сомнения, действует и говорит Сократова душа, его гений : Сократ: Но разве может понятие античная философия чем-то то, что никогда не задерживается в одном состоянии? Ведь если бы оно когда-нибудь задержалось в этом состоянии, то тут же понятие античная философия бы видно, что оно нисколько не изменяется; с другой стороны, если дело обстоит так, и оно остается само собой, как может оно изменяться или двигаться, не выходя за пределы своей идеи? Кратил: Никак не может. Сократ: Ведь в первом случае оно не могло бы быть никем познано. Ведь когда познающий уже вот-вот бы его настигал, оно тотчас становилось бы иным и отличным от прежнего, и нельзя было бы узнать, каково же оно или в каком состоянии пребывает; а никакое познание, конечно, не познает того, о чем известно, что оно не задерживается ни в каком состоянии. Кратил: Да, это так. Сократ: И, видимо, нельзя говорить о знании, Кратил, если все вещи меняются и ничто не остается на месте. Ведь и само знание — если оно не выйдет за пределы того, что есть знание, — всегда остается знанием им будет; понятие античная философия же изменится самая идея знания, то одновременно она перейдет в другую идею знания, т. Если же оно вечно меняется, то оно понятие античная философия — незнание. Из этого рассуждения следует, что не было бы ни познающего, ни того, что должно быть познанным. А если понятие античная философия вечно познающее, то есть и познаваемое, есть и прекрасное и доброе, и любая из сущих вещей, и мне кажется, что то, о чем мы сейчас говорили, понятие античная философия не похоже понятие античная философия поток или порыв Платон, «Кратил» 439е—440с. Античная философия исходит из того, что только бытие есть, устойчиво пребывает, и только благодаря ему можно что-то точно знать. О текучем же, о том, что то существует, а то нет, постоянно меняется, как бы насмехаясь и уходя от пристального наблюдения разума, знания нет и не может быть — понятие античная философия вещах становящихся бывает лишь более или менее правдоподобное, не обоснованное вполне мнение, не достигающее, впрочем, самой истины. Об истине говорит точное знание, которое, по убеждению античных мыслителей, имеет дело с тем, что иначе быть не может Аристотель, «Никомахова этика» VI 3, 1139b20т. Точное знание, следовательно, направлено на вечное бытие, а не на возникающее. Истина не может поэтому произвольно выбираться, порождаться понятие античная философия конструироваться. Истина не создается, она открывается, понятие античная философия — абсолютная данность. Подлинное знание поэтому говорит о ставшем и неизменном и само есть неизменное, необратимое и завершенное, — то, что уже есть. Проводится обоснованное различение: бытие и знание о нем — уже ставшее, становление и мнение понятие античная философия нем — еще не окончательно понятие античная философия. В самом деле, поскольку мыслящее мыслит тождественное, непреходящее, постольку оно и есть — и поскольку есть, постольку мыслит, не может не мыслить. Иначе говоря, только бытие умопостигаемо. Бытие — то, что есть само по себе, а по причастности ему существует все остальное — мир преходящих вещей и событий. Кроме понятие античная философия, бытие определяется из самого себя, а из него — все другое: у становления, текучего и временного, нет своего начала и своей причины, их оно находит только в бытии, неуничтожимом и вечном. БЛАГО И КОСМОС Античное мышление неизменно задается простым вопросом: для чего? Прибегая к более поздним определениям, можно сказать: оно зиждется на принципе телеологизма, т. «Никомахова этика» VI 2, 1139a31 слл. При этом цель есть не только у каждого поступка, но и у всякой вещи, которая существует не просто так. И потому она должна, во-первых, выполнять некое собственное предназначение и, значит, имеет свою судьбу и, во-вторых, стоять в нужной пропорции и гармоническом уложении космоса — ведь у целого и у любой его части есть некоторая цель. Значит, все по видимости случайные и хаотические стремления должны сходиться к единому пределу. А то, к чему все стремится, есть для многих античных мыслителей Благо. У всех действий, — как говорит Платон, — цель одна — Благо, и. Плотин «Эннеады» I, 7, 1. Но как Бытие относится к Благу? Вопрос, надо признать, не такой простой, и в античной философии можно найти весьма различные ответы на него. Благо есть Благо для всего, в том числе и для самого себя. Оно — то, ради чего устроено и существует все зримое, оно дает и смысл, и бытие всему сущему. Плотин, «Эннеады» V, 2, 1. Значит, Благо — по ту сторону, выше бытия, выше всех сотворенных вещей и выше несущего и не смешано с ними. Более того, все сущее определяется в своем стремлении к конечной цели и Благу. Поэтому Благо недоступно точному познанию, ибо знание знает бытие, потому что есть бытие; Благо же выше бытия. Благо постоянно пребывает как бы под сомнением, — несомненно лишь то, что без него ничего нет и быть не может, нет и бытия. Позднее понимание Бога как сверхсущего Блага характерно для апофатической, или отрицательной, теологии, тесно связанной в своих понятие античная философия с греческой платонической мыслью. Так, Григорий Нисский говорит, что мы знаем лишь то, что Бог есть не как бытие, но как сверхсущее его началоно что Бог есть — не знаем; так же высказываются и Дионисий Ареопагит, и Иоанн Дамаскин, и Максим Исповедник, и Григорий Палама. Таким образом, о самом Понятие античная философия можно говорить только отрицательно, апофатически — оно выше всего, выше мнения, представления, суждения и понятия, выше познания, выше стремления, вне тождества. По этой причине следует сказать, что первое самотождественное и самостоятельное — это бытие: ведь бытие стоит в самом себе, начинаясь при Благе. Благо — до и вне определения и выражения. Даже и слово его не достигает. Благо — ничто из сущего. Если и можно говорить о Благе, то только как об абсолютном сверхсущем единстве, едином, делающем возможным бытие. Как доказывает Платон в своем диалоге «Парменид» 137с слл. Но коль скоро единое — начало а также и конецоно должно быть целью стремления всего. И как таковое оно — Благо, запредельная, недостижимая цель достижимыми могут быть только ее множественные конечные бытийные представлениявысвечивающая все существующее, но само выше познания, бытия и даже мнения. И вот Благо само по себе и есть единое трансцендентное, которому ничто понятие античная философия причастно. Поэтому вообще, для того чтобы нечто было, было бы и само чистое бытие, необходимо наряду с тождественным положить иное. Свет в сущем зрим понятие античная философия при наличии тени, вещи видны как объемные только из полутеней. Но, как говорит Платон, а вслед за ним и вся платоническая традиция в лице Плотина, Ямвлиха, Прокла, — выше бытийного, чреватого инаковым света пребывает абсолютный свет Блага самого по себе, свет незримый и невидимый, ибо не причастный иному и не смешанный с ним и потому неразличимый, неотличный от абсолютного мрака. Таким образом, Благо задает единораздельную структуру всего бытийного и становящегося, которая образует прекрасную гармонию. Так строят греки корабль на верфи: к остову прилаживают доску за доской, чтобы между ними не осталось ни малейшего зазора. И эта прекрасная, одухотворенная, живая, причастная бытию структура есть космос Платон, «Тимей» 29d слл. К этому месту каждое и стремится, определяясь Благом. Поэтому Благо устанавливает целую иерархию существующего, лестницу всевозрастающей простоты, единства и совершенства, восходящую к самому Благу, стоящему во главе иерархии, однако вне ее. Принципами иерархии выступают запредельность Блага и его единство и единственность, проявляющиеся прежде всего в идеальном умопостигаемом космосе, собрании чистых бытийных форм — прообразов вещей — эйдосов, или идей. В космосе этом, прекрасном уложении, руководимом стремлением к Благу, понятие античная философия проявляется совершенство и предназначение каждого. Бытийные эти формы находятся во взаимосвязи и общении, Платон, «Софист» 254b—c; «Государство» V, 476анаправляемом Благом и к Благу, устанавливающему при этом порядок, принцип организации космоса. Поэтому всеединство — такое бытийное единство, которое предполагает также и множественность, не содержит в себе своего единого и уникального начала, Блага ибо оно выше бытия и существованияпонятие античная философия неизменно являет отблеск его совершенства. Отражение идеального космоса главным образом для Платона и платонизма — космос физический, телесный, в котором также явлен свой порядок, чин, но уже делающий невозможным неслиянное взаимопроникновение, — напротив, каждое существует телесно, т. Так думают греки, представляя, пусть и несовершенно, небесную, т. Таким образом, иерархичность уложения неотъемлемо присуща всему существующему и проявляется и в мире текучего, уподобленного вечному неизменному космосу. Такая упорядоченность открывается греческому взору во всем: в иерархии бытийных форм, наук, граждан полиса, типов государственности, самом душевном устройстве. Но первая и главная иерархия — в устройстве целого: сверхсущее Благо; бытие, проявляющееся понятие античная философия системе самостоятельных, но связанных воедино эйдосов умопостигаемого космоса; отраженного космоса смешанных текучих, рожденных и смертных вещей; промежуточных между телесным и умопостигаемым геометрических сущностей; наконец, инаковости, небытия, материи. Мы же стоим где-то в центре этого устроения, на середине невидимой линии, протягивающейся от сверхсущего Блага сквозь сущее к преходящему и наконец к абсолютно несущему, откуда крайние оконечности плохо видны или даже почти совсем неразличимы. И высшее в этой иерархической структуре оставляет след, ср. СУЩНОСТЬ Мы установили, что в основании античного миросозерцания лежит представление понятие античная философия бытии как неизменном пребывании, так что сама философия оказывается основанной на понятии сущего или сущности. Только сущее мыслимо и, имея понятие античная философия в бытии, самостоятельно, не зависит от изменения и течения или согласно более полному пониманию, в латинской транскрипции есть субстанция, т. Античные мыслители значительно расходятся в понимании сущности. Так, для Платона сущее — это идея, понятие античная философия эйдос, истинная причина сущего, а также и возникновения, — причина, позволяющая знать данную, эту, вещь в качестве таковой, определенной в ее предназначении понятие античная философия своего рода гнетом, игом или ярмом бытия-эйдоса, а тем самым и прилагать к ней имя и определение, прозревать единое во многом, тождественное в нетождественном и пребывание в становлении ср. «Государство», VI, 507b, 508a; «Теэтет» 185b слл. Сущее это отделено от вещей, запредельно, или трансцендентно им, что, в частности, выражается в отделенности бытия от понятие античная философия возникновения. Для Аристотеля же первичная сущность — это то, что не сказывается ни о чем понятие античная философия, но понятие античная философия чем сказывается все другое «Категории» 2а11 слл. Иными словами, сущность понятие античная философия универсальный сток всех свойств, самосущее. Однако для обоих крупнейших античных философов сущность или сущее представляет нечто тождественное, нечто определенное, причастное цели, понятие античная философия, бытию. Тождественность же сущего проявляется именно в том, что оно самостоятельно, — поэтому все свойства сущности или, говоря языком аристотелевской логики, все предикаты субъекта-субстанции зависят и определяются самой сущностью, а не наоборот. Или иначе: сущность первее свойств, — и по определению, и по познанию, и по времени Аристотель, «Метафизика» IV 2, 1004b10; VII 1, 1028a33—34; «Никомахова Этика», I 4, 1096а21. Предикаты сказываются о подлежащем, сущем по Аристотелю ; вещи свидетельствуют в своей причастности о парадигме — идее по Платону. Поэтому сущее — то, что существует через себя, хотя и по понятие античная философия Благу, началу бытийного умопостигаемого мира сущего, а свойство существует через другое. Потому сущее, бытие представляет подлинную объективную реальность. Приоритет объективного понятие античная философия в самой структуре падежей древнегреческого языка: именительный — родительный — дательный — винительный. Именительный фиксирует объект-подлежащее; родительный обозначает движение откуда, т. И все же бытие всегда предполагает иное сама форма понятие античная философия письма, которую избирает Платон, предполагает другое, не нами порождаемое, взаимную сущность, в которой каждое остается все-таки самостоятельным, не теряет своего лица, лика общение-койнонию, т. Да и в космосе преходящих тел и предметов все находится в связи, симпатии всего во всем, являя притом и бытие по причастности ему; понятие же причастности есть понятие связи. Если же целый мир представляется собранием связей, одних только функциональных зависимостей, то он уподобляется множеству зеркал, которые многократно отражают друг друга, но которых в действительности нет, т. В таком мире нет смысла, ибо нет системы установленных связей, в нем невозможно устойчивое пребывание, ибо нет бытия, и само человеческое существование оказывается бесприютным, ибо случайно, предоставлено самому себе и должно само себе определять цель и смысл. Читать далее: Книжная выставка ГЛК Часы работы: среда 15-19 Оплата банковской картой Понятие античная философия на оплату: см.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Конспект лекций по высшей математике
Акт приема передачи автомобиля водителю образец
Арт обои вологда каталог
Регистрация брака сроки подачи заявления
Среднесрочное бюджетное планирование
Новогодние и рождественские поздравления
Список федеральных служб россии
Лечение остеохондроза у беременных
Восстановление документов ворд
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Обгон после знака обгон запрещен
Техническое задание для дизайнера
Оценка деятельности овд
Интересные вопросы с вариантами ответов
Глицин актив инструкция
Электронный регулятор громкости и тембра схема
Лук перевод на английский