Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
21.10.2015

Положив руку на сердце

Методика положив руку на сердце к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык». Победитель финального тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной речи» для работников учреждений высшего профессионального образования РФ Белгород, 2006. Фонетико-графические упражнения и тесты. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания. Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты. Синтаксис и культура речи. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты. Принципы русской орфографии и пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания. Компоненты межкультурного воспитания и обучения. Изучение культуры: от осознания собственных культурных стандартов к знакомству с иными положив руку на сердце культурами. Опыт преодоления культурных различий. К положив руку на сердце 1 и культура 2 по Хофстеде. Упражнения на развитие восприимчивости к явлениям иной культуры. Основные требования к сочинению. Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Основные лексические категории и положив руку на сердце. Как положив руку на сердце, приведенные задания проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса. К сожалению, задания ЕГЭ, требующие определить положив руку на сердце слова, часто содержат случайные слова, значение которых сложно определить без словаря даже учителю. Работа с лексическим материалом невозможна без использования словарей. Задача учителя — научить школьников пользоваться толковым и другими видами словарей. Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего задания лексический разбор слова это характеристика слова, раскрывающая его лексическое значение, особенности употребления и происхождения. Напомним порядок лексического разбора. Установить, общеупотребительное ли это слово или слово ограниченного употребления в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие на то, что слово относится к терминологической, профессиональной, диалектной, жаргонной лексике. Однозначное или многозначное сколько значений указывает словарь; в каком значении употреблено в данном предложении. В прямом иди переносном значении употреблено. Какие синонимы и антонимы имеет то значение слова, в каком оно употреблено в данном предложении. Указать, является ли слово устаревшим архаизм, историзм или относится к неологизмам. Описать происхождение слова: исконное или заимствованное из какого языка. Повторение лексики можно организовать, сгруппировав материал в четыре темы: Лексика русского языка как система; II. Основные лексические единицы синонимы, антонимы, омонимы ; III. Паронимы и парономазы; IV. Следует обратить положив руку на сердце учащихся на связь между синонимами и антонимами. Синонимия и антонимия наблюдаются среди однозначных слов и среди многозначных; одно и то же многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов и антонимических пар; синонимы и антонимы могут быть лексическими и контекстуальными. Синонимичными и антонимичными бывают не только слова, но и значащие части слова; синонимы и антонимы бывают однокоренными и неоднокоренными. Синонимы и антонимы — как правило, слова одной части речи. Синонимы и антонимы больше всего используются в художественном стиле речи, в произведениях устного народного творчества. Трудным для учащихся является понятие контекстуальной синонимии и антонимии. Работая с этим материалом, следует подчеркнуть, что контекстуальные синонимы антонимы всегда опираются на языковую синонимию антонимию. Так, контекстуальные антонимы всегда соотносятся с языковыми: Речи что мед, а дела как полынь сладкий — горький ; Ты мне такое делаешь, как будто ты мне не мать, а враг друг — враг. Особое внимание следует обратить на фразеологию: старшеклассники часто не могут найти в тексте фразеологизмы, затрудняются при определении значения фразеологических единиц. Лексика русского языка как система ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какие слова называют исконными? Каковы причины заимствования слов из других языков? Перечислите основные признаки заимствованных слов. В чем различие между архаизмами историзмами? Что такое авторские неологизмы? Следует обратить внимание на то, что устареть может не все слово целиком, а только его значение. Так, в древнерусском языке слово живот имело ряд значений, не сохранившихся в современном русском языке: 1 «жизнь» ср. У слова прелестный стерто временем его первоначальное значение «преисполненный лести, лживый». С развитием языка это слово приобрело значение «очаровательный». В связи с положив руку на сердце изменениями в жизни общества устаревшие слова могут вновь войти в активный лексический запас. Например, в настоящее время вновь вошли в употребление слова губернатор глава областной администрациимэр, спикер председатель парламентагимназия, кадет учащийся кадетского корпуса. Подберите русские слова, положив руку на сердце приведенным старославянизмам. Для каких слов задание невыполнимо? Блато, врач, ладья, шлем, платок, есень, невежда. Ответ: блато — положив руку на сердце, ладья — лодка, шлем — шелом, есень — осень, невежда — невежа. Не имеют соответствий в русском языке слова врач, платок. Какие слова являются исконно русскими? Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгуренок, лицей, лицеистка, телеграмма. Ответ: слова пассажирский, кроссовки, кенгуренок, лицеистка образованы от иноязычных слов по словообразовательным моделям русского языка и являются исконно русскими. Замените иноязычные слова исконно русскими. Для какого слова это задание невыполнимо? Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог. Ответ: дискомфорт — неудобство; ревизия — проверка; интуиция — чутье, проницательность; пролог — вступление. Задание невыполнимо для слова голкипер, так как его синоним — существительное вратарь — заимствовано из старославянского языка в ратарь — в орота. Разбейте слова на две группы. Можно ли приведенные слова сгруппировать иначе? Директор, собиратель, похвала, комплект, коллекционер, руководитель, комплимент, набор. Ответ: слова можно разбить на две группы по признаку происхождения: 1 исконно русские: собиратель, похвала, руководитель, набор; 2 заимствованные из других языков: коллекционер, комплимент, директор, комплект. Кроме того, можно составить синонимические пары: собиратель — коллекционер, похвала — комплимент, руководитель — директор, набор — комплект. Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша. Ответ: все слова этимологически связаны со значением «пыль, мелкие частицы». Положив руку на сердце порох и прах имеют исходное значение «пыль» в современном языке слово порох это значение утратило. От слова положив руку на сердце образованы существительные порошок сыпучая масса и пороша мелкий снег. Исконно русские слова имеют в корне полногласное сочетание -оро. Слово прах заимствовано из старославянского языка, на что указывает неполногласное сочетание ра. Древнерусское порох и старославянское прах развились из праславянского пыль. Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда. Ответ: слово браслет отличается от положив руку на сердце слов, представляющих собой старославянизмы и содержащих неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро, оло, ере, ело. Провозг ласить — г олос, в лечение — в олочить, ог рада — ог ородить, с реда — с ередина. Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами: 1 лат. Ответ: 1 оккупант, оккупировать, оккупация. Положив руку на сердце чем сходство перечисленных слов? Распределите их по группам. Перст, лакей, кольчуга, дружество, брадобрей, боярин. Ответ: все приведенные слова устаревшие. Их можно распределить на две группы: 1 архаизмы — слова, имеющие синонимы в современном языке: перст — палец, дружество — дружба, брадобрей — парикмахер; 2 положив руку на сердце, не имеющие синонимов в современном языке: лакей, кольчуга, боярин. На какие вопросы следует ответить утвердительно? Ответ: 1, 5, 6, 7, 9. Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов. Вы знатности моей Не трусьте. Жуковский 2 Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн. Достоевский 3 И шли года. Гулял в степях Лишь положив руку на сердце ветер на просторе. Но положив руку на сердце скончался Мономах, И по Руси — туга и горе. Майков Ответ: в современном русском языке у этих устаревших слов есть однокоренные положив руку на сердце с близкими лексическими значениями. Какие значения сформировались у перечисленных слов за последнее десятилетие? Заморозить, фанера, пират, пароль, ролик. Ответ: заморозить— задержать, не использовать, приостановить движение чего-либо. Положив руку на сердце — человек, занимающийся незаконным производством и распространением аудио- видеопродукции и т. Пароль — в информатике слово или набор символов для получения доступа к данным и программам. Основные лексические единицы синонимы, антонимы, омонимы ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Какие слова называются синонимами? Что такое доминанта синонимического ряда? Синонимический ряд — это синонимы, объединенные общим значением и расположенные в определенном порядке. Общее значение ряда синонимов наиболее ярко выражено стержневым словом, или доминантой. Доминанта начинает синонимический ряд и обычно является стилистически нейтральным словом. Например: жилище — обиталище, берлога, логово; хороший — отличный — прекрасный — превосходный — великолепный. В чем различие между языковыми и контекстуальными синонимами антонимами? Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся положив руку на сердце значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами. Тургенев Вне контекста подобные слова синонимами не являются. Контекстуальные антонимы— это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою — потерял ломоть поговорка. Каковы способы разграничения многозначности и омонимии? Омонимия и многозначность — это смежные положив руку на сердце, поэтому иногда бывает достаточно сложно провести между ними четкую границу. Существует несколько способов разграничения омонимов и многозначных слов. Лексический способоснован на выявлении синонимов: синонимы, подбираемые к значениям многозначного слова, входят в один синонимический ряд, омонимы же имеют различные синонимы, например: Кровавый бой — сражение Чернокожий бой — слуга Между синонимами нет связи Следовательно, выделенные слова — это омонимы Морской бой — сражение Кулачный бой — борьба, поединок Бой быков — состязание, сражение Синонимы входят в один синонимический ряд Следовательно, выделенные слова — это значения многозначного слова Морфологический способоснован на сопоставлении производных слов и словоформ, например: Такт ритм тактовый, тактный, тактировать. Такт чувство меры тактичный, тактичность, бестактный. Поскольку от этих слов образуются разные производные слова, делаем вывод, что перед нами положив руку на сердце. Хлеб злак хлебные всходы. Хлеб продукт хлебный запах. Так как производные слова совпадают, перед нами разные значения одного и того же слова. Даны четыре слова: А, В, С и Известно, что слова А и В — синонимы, А и С — антонимы, В и D — антонимы. В каких отношениях находятся слова С и D? Ответ: слова С и D — синонимы. Например: А — маленький, В — крохотный, С — большой, D — огромный. Определите слова по их описанию. Ответ: 1 недостаток; 2 тьма; 3 редкий; 4 широкий; 5 ласка; 6 наречие; 7 бор; 8 рукав; 9 ствол. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Ответ: «лишние» слова своими лексическими значениями отличаются от остальных слов синонимического ряда. Приведите примеры антонимов, обозначающих: 1 противоположные качества, свойства; 2 противоположную направленность действия; 3 противоположные пространственные отношения; 4 противоположные временные отношения. Ответ: 1 твердый — мягкий, сильный — слабый, живой — мертвый и т. Подберите не менее двух антонимов к приведенным словам. Ответ: 1 ткань; 2 толстый; 3 салатный; 4 фотоаппарат; 5 баранка. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение. Ответ: 1 чело; 2 негодовать; 3 порох; 4 очень; 5 порок; 6 альтруист; 7 дипломант; 8 маркий; 9 расхлебывать кашу. Какая из трех приведенных карточек содержит только одно имя существительное? На положив руку на сердце 1 и 3 записаны омонимы, то есть разные слова. Паронимы и парономазы ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. В чем заключается различие между паронимами и парономазами? От собственно паронимов принято отличать парономазы от греч. Такие слова сближает лишь случайное звуковое сходство. Смешение паронимов — очень распространенная лексическая ошибка. Например, нередко можно услышать: Не забудь одеть шапку! В рекламной листовке парикмахерской можно прочитать: Мы создадим вам эффективную внешность правильно: эффектную. Подобные ошибки связаны с тем, что говорящие и пишущие не видят различий в значениях паронимов, неправильно понимают значения слов. Неправильное употребление слов и смешение их приводит к непониманию услышанного и прочитанного, к обеднению языка. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Ответ: Допущены ошибки в предложениях: 1 Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями». На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60—70-е годы ХХ в. Оно сочетается с отвлеченными существительными характеристика, фактор, отношение и т. Из приведенных паронимов выберите нужное слово. Консервация — консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес. Фразеология ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски? По стилистической окраске различают следующие фразеологизмы: 1. Книжные— употребляются в книжных стилях, преимущественно в письменной речи: зондировать почву, пойти по положив руку на сердце, искушать судьбу, исчезнуть с лица земли, египетская казнь, камень преткновения, авгиевы конюшни. Разговорные— используемые преимущественно в устной форме общения: жить припеваючи, за семью замками, глаз радуется, как на иголках, сквозь зубы, первый блин комом, семь пятниц на неделе. Просторечные— отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело, дойти до ручки, заморить червячка, пустить слезу. Приведите примеры фразеологизмов, в которых употреблены: 1 однокоренные слова, 2 различные формы одного слова. Ответ: 1 хоть пруд пруди, тьма тьмущая, горе горевать и др. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. Ответ: 1 Трудиться в поте лица. С какими глаголами употребляются фразеологизмы? Ответ: а служить; б положив руку на сердце, кричать, петь; в быть, находиться, оказаться; г поражать, волновать, потрясать; д жить, работать, бороться; е промокнуть; ж продать, купить; з быть, находиться, располагаться; и бежать, ехать, мчаться; к досталось. В каких устойчивых выражениях встречаются слова лепта, балясы, зеница, канитель, фимиам? Объясните значения этих выражений. Ответ: внести свою лепту — принять посильное участие в каком-либо деле. Точить балясы лясы — пустословить. Как зеницу ока беречь — заботливо, тщательно. Тянуть канитель — затягивать начатое дело, положив руку на сердце делать что-либо. Курить положив руку на сердце фимиам — льстиво восхвалять. Ответ: 1 До седьмого пота — до изнеможения. Общее значение ряда — «ясно, понятно». Общее значение ряда — «бездельничать». Общее значение ряда — «обманывать». Общее значение ряда — «освободиться». Общее значение ряда — «внезапно, неожиданно». Подберите как можно больше фразеологизмов, синонимичных указанным словам. Ответ: умный— светлая голова, человек большого ума, кладезь премудрости, ума положив руку на сердце занимать, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу, голова варит. Мало — всего ничего, негусто, раз-два и обчелся, по пальцам можно пересчитать, малая толика, кот наплакал, с гулькин нос. Быстро — во весь дух, во весь опор, что есть духу, во всю прыть, на всех парах, на всех парусах, во весь карьер, со всех ног, сломя голову, очертя голову, как угорелый, только пятки сверкают. Молчать — держать язык за зубами, проглотить язык, держать рот на замке, играть в молчанку, прикусить язык, обойти молчанием. Далеко — на краю света, у черта на куличках, за тридевять положив руку на сердце, в тридевятом царстве, куда Макар телят не гонял, куда ворон костей не заносил, неближний свет. Перед вами «перевертыши» — устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид. Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать собственной глупостью, прийти из положив руку на сердце, бессчетные ночи, взять начала. Ответ: старая истина, войти во вкус, жить чужим умом, уйти в небытие, считанные дни, отдать концы. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом рука. Ответ: взять себя в руки, рука об руку идтииз рук вон плохо, валиться из рук, дать руку на отсечение, как без рук, из третьих рук, набить руку, рука не поднимается и т. Приведите как можно больше фразеологических оборотов со словом сердце. Объясните, что общего в их значениях. Ответ: сердце болит, сердце в пятки уходит, сердце горит, сердце екает, сердце изнывает, сердце не на месте, сердце просит, сердце радуется, сердце рвется пополам, сердце сжимается; с легким сердцем, с чистым сердцем, скрепя сердце; золотое сердце, каменное сердце и др. Эти фразеологизмы обозначают чувство, состояние, душевные качества человека. В Библии описан древнееврейский обряд возложения грехов на животное, которое затем отпускали, изгоняли в пустыню. Какой фразеологизм отразил этот обряд? Этот широкий нож, заточенный с обеих сторон и укрепленный на длинной положив руку на сердце с перекладиной, в старину использовался для охоты на медведя. Какое устойчивое выражение сохранило название этого предмета? Ответ: лезть на рожон. Расскажите о происхождении фразеологизма заговаривать зубы. Ответ: Выражение заговаривать зубы умышленно отвлекать внимание от чего-либо важного первоначально означало «лечить зубную боль заговорами», то есть заклинаниями, ворожбой. Замените фразеологизм одним словом. Например: вести беседу — беседовать. Ответ: 1 захолустье; 2 далеко; 3 затруднение; 4 положив руку на сердце 5 много; 6 нестройно. Приведите примеры фразеологических оборотов, пришедших в литературный язык: 1 из речи музыкантов и артистов; 2 из речи моряков; 3 из речи столяров; 4 из речи рыбаков, охотников. Ответ: 1 Играть первую скрипку, сойти положив руку на сердце сцены, попасть в тон. Синонимы и антонимы — в чем их сходство? Программно-методические материалы: Русский язык. Методика русского языка в средней школе. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. Каковы два основных аспекта работы по обогащению лексического запаса учащихся? В чем состоит связь между синонимами и антонимами? Каковы основные способы разграничения омонимов и многозначных слов? Найдите лексические ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Закон о неприкосновенности частной собственности
1000 радиодеталей ростов на дону каталог товаров
Презентация на тему леса россии
Планирование работы педагога социального
Мысли о воспитании
Стих жаворонок жуковский
Укладка фундаментных блоков своими руками
Можно ли вылечить экзему навсегда
Найдены документы в киеве
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Анализы на лямблиоз у детей
Регистрация мотоциклов в украине по новым правилам
Камень коралл магические свойства
Расписание череповец санкт петербург
Расписание рейсов хабаровск пекин
Мамина сирень слова песни
Стол скамейка трансформер своими руками схема